Одиннадцатое «Зеркало»: будущее и молодежь

Одиннадцатое «Зеркало»: будущее и молодежь

Темой одиннадцатого «Зеркала» выбрали поколение NEXT. После юбилея фестиваль решил обратиться к будущему и молодежи. В самом деле, «Зеркало», например, единственный фестиваль, где работают молодежные жюри — жюри молодых кинокритиков «Голос» (вручает собственный приз в конкурсе игрового кино), жюри молодых зрителей «Выбор молодых» (оценивает фильмы программы российского кино «Свои»).

Программный директор фестиваля Андрей Плахов сказал: «Пожалуй, это самый молодой по проблематике, составу участников и направленности в будущее конкурс за всю историю фестиваля». По его словам, подавляющее большинство картин конкурса посвящено проблемам молодежи в непростом современном мире.

Взять хотя бы основной конкурс. «Хочу быть как ты» — история подростка с аутизмом, который хочет стать художником. «Взломщик» — 17-летняя девушка, полюбившая пробираться в чужие дома из чистого любопытства к чужой жизни. «Глупая птица» — о жизни 16-летней Линн с юга Китая. И это далеко не все.

Кстати, фильм «Глупая птица» имеет и другое отношение к теме фестиваля. Его режиссеры и авторы сценария — семейная пара, Хуан Цзи и Рюдзи Оцука. Они приезжают на фестиваль не впервые и всегда привозят с собой дочку Тихиро, которая растет вместе с «Зеркалом». Вот кто поколение NEXT. И еще один фильм Рюдзи Оцуки, представленный в программе «Тарковский. Контекст» — как раз про нее и ее отношения с отцом.

Рюдзи Оцука, Хуан Цзи и их дочка Тихиро

Мексиканский режиссер Амат Эскаланте, обладатель двух наград Каннского кинофестиваля, стал самым молодым председателем жюри игрового конкурса за всю историю фестиваля «Зеркало».

Основа для будущего

Смотря в будущее, фестиваль не забывает про фундамент. 12 июня, накануне открытия «Зеркала», в Москве в кинотеатре «Октябрь» была организована международная научная конференция «Тарковский. Сны», курировал которую известный кинокритик Антон Долин. На церемонии открытия специальный приз «За многолетнюю поддержку авторского кино и фестивального движения в России» был вручен Наине Ельциной, а  «За выдающийся вклад в киноискусство» — композитору Эдуарду Артемьеву, написавшему музыку к трем фильмам Тарковского.

Вручение специального приза «За многолетнюю поддержку авторского кино и фестивального движения в России» Наине Ельциной на церемонии открытия

 

Композитор Эдуард Артемьев (слева) с президентом фестиваля Павлом Лунгиным
Церемонию открытия посетил Владимир Познер

На фестивале показали ретроспективу Андрея Кончаловского. «Сибириаду» представил Эдуард Артемьев, а «Романс о влюбленных» — актриса Елена Коренева, сыгравшая главную героиню.

Перед показом фильма Ли Чхан-Дона «Поэзия» програмный директор фестиваля Андрей Плахов представил книгу «Каннские хроники» — сборник бесед, которые Даниил Дондурей, Андрей Плахов и Лев Карахан в течение ряда лет (2006 – 2016) ежегодно вели в редакции журнала «Искусство кино» по горячим следам Каннского кинофестиваля. Сам показ фильма тоже был посвящен памяти Даниила Дондурея.

Сюрпризы

На церемонии закрытия 18 июня выяснилось, что жюри игрового конкурса, и жюри молодых кинокритиков «Голос» еще дольше, чем обычно, обсуждали фильмы программы и спорили о победителях — но во многих номинациях, включая главную, к консенсусу не пришли и вручили двойные призы.

Кантемир Балагов

Кантемир Балагов стал главным героем вечера, получив рекордное количество призов — сразу три: помимо Гран-При, это премия молодых кинокритиков «Голос» (вместе с фильмом Игоря Бежиновича «Короткая экскурсия») и приз зрительских симпатий.

Премия молодых кинокритиков «Голос»: «Теснота» (Кантемир Балагов), «Короткая экскурсия» (Игорь Бежинович)

Награда от молодежного жюри «Выбор молодых»: «Язычники» (Валерия Суркова)

Малое «Зеркало „Артдокфеста“»: «Освобождение: инструкция по применению» (Александр Кузнецов).

Большое «Зеркало „Артдокфеста“»: «В центре циклона» (Лиза Козлова).

Приз за профессиональные достижения: «Сексуальная Дурга» за операторскую работу.

Приз зрительских симпатий: «Теснота» (Кантемир Балагов)

Специальное упоминание жюри — фильм «Глупая птица» (Хуан Цзи, Рюдзи Оцука) за сторителлинг и «Фелисите» (Ален Гомис) за актерскую игру в главной роли (актриса Веро Тшанда Бейя).

Приз за лучшую режиссуру — «Короткая экскурсия» (Игорь Бежинович)

Гран-При — «Я не мадам Бовари» (Фэн Сяоган), «Теснота» (Кантемир Балагов)